чем больше законов создает государство тем ближе оно к краху
Публий Корнелий Тацит
Точность | Выборочно проверено |
Пу́блий или Гай Корне́лий Та́цит [1] (Publius или Gaius Cornelius Tacitus; 56—117) — древнеримский историк.
Цитаты [ править ]
…simul veritas pluribus modis infracta, primum inscitia rei publicae ut alienae, mox libidine adsentandi aut rursus odio adversus dominantis… [2]
Без источников [ править ]
Чем реже удовольствие, тем оно приятнее.
Даже мудрецы избавляются от страсти к славе после всего остального.
Каждому свою честь воздаёт потомство.
Насмешки оставляют в душе смертельные уколы, когда они основаны на правде.
Упражнения рождают мастерство.
Редкостно счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь.
Плохой мир даже хуже войны.
Война между близкими бывает особенно непримирима.
Как часто бывает в несчастливые времена, благое решение было принято уже тогда, когда время было упущено.
Благодеяния приятны только тогда, когда знаешь, что можешь за них отплатить, когда же они непомерны, то вместо благодарности воздаёшь за них независимостью.
Относительно деяний богов благочестивее и почтительнее верить, чем знать.
Вожделение власти — самая вопиющая из всех страстей.
Великая общая ненависть создаёт крепкую дружбу.
Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы.
Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилияТацит, Вольтер, Лао Цзы и космическое Дао России
Источник Я тут не так давно, не помню, правда, на какую тему и в каком посте написал, что чем больше появляется запретительных законов в государстве, тем оно ближе к своему концу. Как бы можно считать таким характерным и явным признаком.
Мысль мне эта показалась любопытной, и я решил углубиться в тему. И оказалось, что её уже и до меня не раз рыли – оказывается, есть ещё пара ребят, выведших точно такую же зависимость.
«Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы»
Тацит Публий Корнелий
«Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия»
Вольтер
Так что зря они со своими санкциями на нас идут – это жестоко. Нельзя так с больными – недолго им уже.
Нет, Тациту с Вольтером, можно, конечно, не верить – всё-таки загнивающая Европа. Она, видать, ещё во времена Рима начала гнить. Но, к сожалению, и столь нынче уважаемая нами мудрость Востока говорит о том же самом. Причём, мудрость основополагающая – Дао Дэ Цзин. Книга пути и достоинства – то есть практически Библия Востока. Авторство которой приписывается самому Лао Цзы.
«…когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным, …когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников»
Что ж, если три совершенно вроде бы непохожих друг на друга государства привели к одним и тем же выводам трёх таких разных людей, описавших один и тот же симптом как однозначный признак тягчайшей болезни государства, мне кажется, их единодушный вывод следует признать за истину.
И она, конечно, не радует.
Так что же делать нам?
И Тацит, и Вольтер просто констатируют факт. А Лао Цзы предлагает не делать ничего. Вообще.
Я приведу главу 57, из которой взял цитату, полностью:
Поэтому совершенномудрый говорит:
«Если я не действую, народ будет находиться в самоизменении.
Если я спокоен, народ сам будет исправляться.
Если я пассивен, народ сам становится богатым; если я не имею страстей, народ становится простодушным».
Я взял классический русский перевод, а он, к сожалению, весьма неточен – и можно только предполагать, что на самом деле хотел сказать китайский мудрец. Но основной посыл всё же понятен: чем меньше правитель принимает участия в делах государства, тем для государства лучше.
Нет. Не получится. Мы пока ещё не люди, чтобы без аппарата насилия обойтись. Мы ещё звери, пытающиеся отказаться от своей зверской сущности. Кто-то уже смог отрешиться от неё, а кто-то наоборот – продолжает её в себе холить и получать выгоду от существования зверем среди людей – свободой от неприятия их нравственного кодекса.
Так что те из нас, которые уже почти люди, её – сущность свою звериную делегировали собственной культурной надстройке – государству. И государство, увы, таким почти людям необходимо – иначе звери порвут. Тем более что человеческие звери вооружены сейчас не только когтями и клыками. Я ведь, хоть и природный анархист, понимаю, что без государства люди пока ещё не выживут – для начала им нужно зверей приручить.
Так что кроме Лао Цзы нам ещё и Конфуций пока нужен. Увы. Главное – без Макиавелли обойтись.
Но вот в глобальном сысле…
Я вот подумал, как эти слова о недеянии соотносятся с современными тенденциями научно-технического прогресса?
И вы знаете, очень соотносятся. Оно ведь, будущее наше, такое: как бы мы ни виляли, а направление всё равно навстречу Солнцу. Типа как у Форда: Любой клиент может получить автомобиль, выкрашенный в тот цвет, в который он хочет – при условии, что этот цвет – чёрный.
Ну, я думаю, одним цветом будущее не ограничится и раскрашивать его будем мы сами – кто во что горазд, но одно понятно: контуры нашего будущего прорисовываем совсем не мы.
Космическое Дао: мы можем идти навстречу друг другу, но всё равно оба вместе с планетой Земля будем вращаться вокруг Солнца.
И да, «мы стоим на пороге Мира Изобилия и должны быть готовы принять решение, как к этому миру относиться». Вот только решение мы принимать не будем. И не только потому что «»если я не действую, народ будет находиться в самоизменении. Если я спокоен, народ сам будет исправляться».
Поэтому так-то, в принципе, всё верно – иди путём Дао и Дэ отдастся тебе сама.
И я бы перевёл строчки мудрейшего Лао немного по-своему – а он это в силу мудрости позволяет:
Такие четыре признака, по которым можно определить состояние дел в государстве. К сожалению, наше современное состояние дел характеризуют лишь два: первый и последний. По-моему, некие товарищи решили, что лучшей координатой Z для России будет И краткое.
Ну вот скажите, господа? Вы вообще тупые? Куда собрались? По каким координатам? Всё равно ведь: куда ж мы с планеты Земля-то денемся?
Э-э. я же вроде закон о запрете нецензурной лексики в интернете вроде как не нарушил, да?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
komitetzaprava
komitetzaprava
Чем ближе крах империи тем безумнее ее законы.
Марк Туллий Цицерон
Материал из Викицитатника
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Статья в Википедии
Значения в Викисловаре
Медиафайлы на Викискладе
Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicerō; 106 до н. э. — 43 до н. э.) — древнеримский политик и философ, считающийся одним из величайших ораторов Древнего Рима.
Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. — Из речи в защиту Клуенция.
Legum … servi sumus ut liberi esse possimus[1].
О времена, о нравы! — Из «Первой речи против Катилины».
O tempora, o mores![2]
Письмо ведь не краснеет[3]. — В письме Луцию Лукцею.
Epistula enim non erubescit[4]
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. — В трактате «Об ораторе» (De Oratore I).
Etenim ex rerum cognitione efflorescat et redundet oportet oratio. Quae, nisi res est ab oratore percepta et cognita, inanem quandam habet elocutionem et paene puerilem[5].
История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины. — В трактате «Об ораторе» (De Oratore II).
Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae, magistra vitae, nuntia vetustatis, qua voce alia nisi oratoris immortalitati commendatur?[6]
Каждому своё. — В трактате «Об обязанностях» из книги «Тускуланские беседы»
Первый закон истории — ни под каким видом не допускать лжи; затем — ни в коем случае не бояться правды; не допускать ни тени пристрастия, ни тени злобы. — В трактате «Об ораторе» (De Oratore II).
Nam quis nescit primam esse historiae legem, ne quid falsi dicere audeat? Deinde ne quid veri non audeat? Ne quae suspicio gratiae sit in scribendo? Ne quae simultatis?[6]
Судья — это говорящий закон, а закон — это немой судья. — В сочинении «О законах» (De Legibus).
Magistratum esse legem loquentem, legem autem mutum magistratum[7].
Высшим законом да будет для них благо народа[8]. — В сочинении «О законах» (De Legibus).
Salus populi suprema lex esto[7].
Законы молчат среди лязга оружия[9]. — Из речи в защиту Милона.
Silent enim leges inter arma[10].
Лицо — зеркало души. — В трактате «Об ораторе» (Orator ad M. Brutum).
Imago est animi vultus[11].
Не знать истории — значит всегда быть ребёнком. — В трактате «Об ораторе» (Orator ad M. Brutum).
Nescire autem quid ante quam natus sis acciderit, id est semper esse puerum[11].
Мы, едва явившись на свет, уже оказываемся в хаосе ложных мнений и чуть ли не с молоком кормилицы, можно сказать, впиваем заблуждения[12]. — В сочинении «Тускуланские беседы» (Tusculan Disputations).
Simul atque editi in lucem et suscepti sumus, in omni continuo pravitate et in summa opinionum perversitate versamur, ut paene cum lacte nutricis errorem suxisse videamur[13].
Можно ли сказать, что старость делает нас неспособными к делам? К каким именно? К тем, которые свойственны юношеству и требуют силы. Но разве не существует ничего, к чему был бы способен старик, что можно было бы делать при здравом уме и ослабленном теле? — В трактате «О старости» (Cato Maior de Senectute).
A rebus gerendis senectus abstrahit. Quibus? An eis, quae iuventute geruntur et viribus? Nullaene igitur res sunt seniles quae, vel infirmis corporibus, animo tamen administrentur?[14].
O miserum senem qui mortem contemnendam esse in tam longa aetate non viderit![14]
Любовь следует измерять не так, как измеряют её молодые, то есть по силе страсти, но по её верности и прочности. — В трактате «Об обязанностях» (De Officiis).
…sed benivolentiam non adulescentulorum more ardore quodam amoris, sed stabilitate potius et constantia iudicemus[16].
Презренны те, которые, как говорится, «ни себе, ни другим», в ком нет ни трудолюбия, ни усердия, ни заботливости. — В трактате «Об обязанностях» (De Officiis II).
…contemnuntur ii, qui ‘nec sibi nec alteri’, ut dicitur, in quibus nullus labor, nulla industria, nulla cura est.[17].
Найдётся ли кто-то, кто, бросая целый день дротик, не попадёт однажды в цель? — В трактате «О дивинации» (De Divinatione).
Quis est enim, qui totum diem iaculans non aliquando conliniet?[18]
Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой. — В трактате «О дружбе» (De Amicitia).
Itaque non aqua, non igni, ut aiunt, locis pluribus utimur quam amicitia[19].
Когда мы взираем на небо, когда созерцаем небесные явления, разве не становится вполне ясным, вполне очевидным, что есть некое божество превосходнейшего ума, которое всем этим управляет? — «О природе богов». Кн. II. 4
Quid enim potest esse tam apertum tamque perspicuum, cum caelum suspeximus caelestiaque contemplati sumus, quam esse aliquod numen praestantissimae mentis, quo haec regantur?
Человеку свойственно ошибаться, но настаивать на своих ошибках может только полный болван.[20]:85
Природа довольствуется малым.[21] — парафраз принципа Эпикура «Довольствоваться малым»
Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.
Ведь нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею. — «О высшем благе и высшем зле», I,1.
Non enim paranda nobis solum, sed fruenda sapientia est[22].
Смерти никто не избежит.
Mortem effugere nemo potest
Примечания
Cicero: pro Cluentio
Cicero: In Catilinam I
Марк Туллий Цицерон Письма Марка Туллия Цицерона. Письмо CXII. / Перевод: В. О. Горенштейн
Cicero: ad Familiares V
Cicero: de Oratore I
Cicero: de Oratore II
Cicero: de Legibus III
Марк Туллий Цицерон О законах / Перевод: В. О. Горенштейн
Марк Туллий Цицерон Речь в защиту Тита Анния Милона / Перевод: В. О. Горенштейн
Cicero: pro Milone
Cicero: Orator ad M. Brutum
Марк Туллий Цицерон Тускуланские беседы / Перевод: М. Л. Гаспаров
Cicero: Tusculan Disputations III
Cicero: de Senectute
Марк Туллий Цицерон О старости / Перевод: В. О. Горенштейн
Cicero: de Officiis I
Cicero: de Officiis II
Cicero: de Divinatione II
Cicero: de Amicitia
Е.С.Лихтенштейн (составитель) Слово о науке. Книга вторая.. — М.: Знание, 1981. — 272 с. — (817728). — 100 000 экз.
Афоризмы. Золотой фонд мудрости / сост. О. Еремишин — М.: Просвещение, 2006.
Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений
Викицитатник Это незавершённая статья.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Чем дешевле духи, тем сильнее запах.
Габриэль Лауб (50+)
Чем меньше ящерица, тем больше надеется стать крокодилом.
Африканские пословицы и поговорки (20+)
Чем меньше рассудка, тем больше предрассудков.
Леонид Крайнов-Рытов (9)
Чем тише ты становишься, тем больше слышишь.
Рам Дасс (10+)
Чем счастливее настоящее, тем меньше мы вспоминаем прошлое!
Олеся Эверт (10+)
Чем темнее, тем легче быть звездой.
Станислав Ежи Лец (500+)
Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, пошлым, серым становится ее содержание.
Артур Кларк (10+)
Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
Сократ (100+)
Кто для других законы составляет,
Пусть те законы первым соблюдает.
Джеффри Чосер (10+)
Все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.
«Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы» (Тацит) (ЕГЭ обществознание)
В данном высказывании автор поднимает тему взаимосвязи существования государства и количества действующих в нём законов. Тацит думает, что одним из факторов распада государства является чрезмерное количество действующих в неё законов.
Законы — это юридически закреплённые правила, обладающие высшей юридической силой и регулирующие жизнь людей в обществе. Законы могут быть разных видов. Так, в России обычно выделяют законы субъектов РФ и федеральные законы. Также в нашей стране выделяют федеральные конституционные законы (ФКЗ). Процедура принятия ФКЗ гораздо сложнее, чем процедура принятия «обычных» федеральных законов. Ну и конечно, нельзя не сказать про основной закон нашего государства — Конституцию РФ. Отличительной особенностью данного закона является его высшая юридическая сила. Это значит, что никакой закон в РФ не может ей противоречить. Совокупность всех действующих в стране законов обеспечивает существование государства. Но что будет, если количество законов будет не соответствовать потребностям государства? Это приведёт к дезорганизации государства, а в конечном итоге и к его распаду.
В качестве доказательства своих слов приведу пример из истории. Так, в последние годы существования Советского Союза приобрело огромный размах правотворчество законодательных органов союзных республик СССР. Принимаемые ими всё новые и новые законы стали причиной противоречий между «новоиспечёнными» республиканскими и союзными законами. Этот процесс получил название «война законов». Он стал одной из причин развала СССР в декабре 1991 года.
В подтверждение своих слов приведу пример из общественной жизни. Недавно в газете «Ведомости» я прочитал о существовавшем несколько десятилетий назад полицейском государстве. В неё всё было регламентировано и узаконено вплоть до того, во сколько утром людям нужно вставать, а во сколько ложиться спать. Была запрещена деятельность политических партий, профсоюзов и некоторых других институтов гражданского общества. Проводились систематические массовые репрессии. В конце концов жители этого полицейского государства не выдержали и совершили революцию. Итог был ужасен, некогда единое государство развалилось на 18 отдельных независимых частей. Как можно заметить, одной из причин развала государства было чрезмерное количество законов, регулировавших все сферы общественной жизни и не дававших людям никакой свободы.
Таким образом, огромное число различных законов может спровоцировать распад государства. Поэтому законодатели должны принимать только те законы, в которых общество непосредственно нуждается.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Что Тацит писал про Железняка и Пехтина
Широкое хождение в русском Интернете имеет прекрасная цитата из Тацита:
Чем ближе государство к падению, тем больше в нём принимается законов.
Однако эта цитата звучит до такой степени осовремененной, что невольно заподозришь позднейшую редактуру.
По моему опыту, 95% лучших цитат из классики, гуляющих в Интернете, основано либо на ошибочном приписывании авторства, либо на существенном искажении первоначального смысла.
Публий Корнелий Тацит этой участи тоже не избежал.
Его цитата про республику, множащую законы, звучит несколько иначе, хоть и ничуть не менее современно (Анналы, III:27):
corruptissima re publica plurimae leges
О предстоящем падении государства тут, как видим, не упомянуто.
Увы, русский перевод А.С. Бобовича столь же неточен, как и модный в Интернете пересказ:
больше всего законов было издано в дни наибольшей смуты в республике.
Слово corruptissima Ананий Самуилович творчески переосмыслил, заменив коррупцию туманной смутой.
Английский перевод Чёрча и Бродрибба (1876) более дословный:
laws were most numerous when the commonwealth was most corrupt
Прошедшее время (were/was) переводчики на английский додумали из контекста, поскольку речь у Тацита идёт о конкретном историческом периоде, предшествующем приходу к власти Гнея Помпея. Но сам историк в этой полуфразе прошедшее время не использовал, формулируя универсальное правило (в чём, на мой взгляд, и состоит задача историков, превращающих прошлое в поучительный урок для современников). Так что корректный перевод, на мой взгляд, звучал бы так:
Наиболее коррумпированное государство принимает больше всего законов.
Специалисты по латыни приглашаются предложить лучший вариант.