чем болел онегин в молодости
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Таня Масян
чем заболевает онегин
Лучший ответ:
Таня Масян
Воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными.
Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он «знал довольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать», помнил «дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней», имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин — вот что привлекало главного героя романа.
Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже «давно зевал средь модных и старинных зал». Ему скучно и на балах, и в театре: «…Отворотился — и зевнул, и молвил: «Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». Это и неудивительно — на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, «русская хандра им овладела».
«Томясь душевной пустотой», этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но «ничего не вышло из пера его», так как система воспитания не научила его работать («труд упорный ему был тошен»). Онегин «читал, читал, а все без толку».
Психические расстройства. Школьная литература. «Русская хандра» Евгения Онегина
«Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче, русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни сильно охладел».
«Евгений Онегин», XXXVII
«Диагнозы» литературных героев. Евгений Онегин
Я предлагаю присмотреться к теме психических расстройств. Конкретнее – как могло бы формироваться позитивное отношение к людям с такими расстройствами на уроках литературы в школе.
Согласитесь, нередко в злобных выкриках, звучащих в суете наших дней, мы слышим: «психопат!», «шизик!», «параноик!», «дебил!», «истеричка!» или еще что-нибудь в таком роде. Если спросить у обывателя, что он имеет в виду, когда говорит или слышит такие слова, то можно обнаружить недоумение, сумятицу и бессистемный набор каких-то симптомов, либо уверенное, но неправильное толкование.
То же и среди героев литературных. Им диагнозы автором чаще не поставлены, хотя у современного человека этот самый диагноз в голове «подсознательно дозревает».
Евгению Онегину Пушкин диагноз все же поставил, но очень деликатно – русская хандра, подобная английскому сплину (какой нынче он услышал бы вердикт врачей, оказавшись под обследованием?)
Все же для нас остается тайной – что произошло. Что так изменило Евгения, практически сломало его, но все же оставило живым и в рассудке?
Каким он был? Напомним некоторые детали из поведения Евгения в здравии и хорошем самочувствии
«Он три часа, по крайней мере,
Пред зеркалами проводил…
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов…»
«Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
«…Все хлопает, Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет, косясь, наводит
На ложи незнакомых дам…»
Молодой человек начинал свою жизнь в богатстве, роскоши, разврате. Примерно понятно, как складывались бы его жизненные приключения, не случись вдруг «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…»
Именно в этот период начала заболевания Евгений стал интересен рассказчику романа, он так охарактеризовал его теперь: резкий охлажденный ум, преданность мечтам, «неподражательная странность», угрюмость.
Чем теперь занят Онегин?
«Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет…»
Онегин бродит по берегам Невы и с горечью вспоминает прежние годы. Ведь были чувства! Была любовь, была молодость. Почему теперь – тюрьма, (моральная тюрьма)? Он задумчив, полон сожалений, он готов вместе с товарищем отправиться в путешествие в Африку, но… человек предполагает, а Бог располагает.
Умер отец Онегина. Евгению оставлено состояние и долги. Он же не стал разбираться, не стал судиться, а без волнений отдал все наследство нарасхват, и даже был доволен таким жребием. Поступок, большей частью несвойственный здоровым людям, но вполне логичный для заболевших, переставших понимать деньги. ( Интересно, как-то его оценивают при школьном разборе?)
«Сосед наш неуч, сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино»…
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…»
«Онегину все было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал – глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
Простим горячке юных лет
И юный жар, и юный бред.»
Ленский влюблен поэтически в Ольгу. Нам, конечно же, интересна Татьяна, сестра Ольги. Интересна особенно по той причине, что черты, свойственные Евгению уже в состоянии заболевания, мы подмечаем в этой юной девушке с детства. Какая была Татьяна?
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…»
«Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.»
Гостям в деревне всегда рады. Ленский, заехав однажды к Лариным вместе с Онегиным, теплый добродушный вечер провел в этой семье. Хотя, Онегин изнурительно унывал, он все же смог разглядеть обеих сестер и со свойственной психической болезни неучтивой прямотой высказал неприятное для Владимира мнение.
«Неужто ты влюблен в меньшую?
— А что? – Я выбрал бы другую,
Когда б я был как ты поэт.
В чертах у Ольги жизни нет…
«Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая Луна
На этом глупом небосклоне…»
Нам известно, что 13-летняя Татьяна, однажды увидев Онегина, и зная только, что он – соседний помещик, нелюдимый, неуважаемый, тем не менее, сразу встрепенулась. Татьяна поняла, что он – тот человек, которого ждала ее душа. Письмо Тани к Евгению было написано до отчаянья смело:
«Другой. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя…»
Онегин отказывает Татьяне. Он говорит ей, что она прекрасна, что он хотел бы видеть ее своей женой, но решил быть неженатым.
«Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.»
Эта исповедь и проповедь трагичны. Мы знаем, что в дальнейшем судьба жестоко отомстила Евгению за это малодушие.
«Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).»
Насколько типично обрисована психическая болезнь. Евгений сбежал от нахлынувших чувств, странствовал, ища утешения. Говорят, путешествия помогают выздороветь.
О чудо! Онегин сумел вновь вернуться в столицу! Здесь он встретил повзрослевшую Татьяну и без тени сомнения понял, что любит ее. Но она уже княгиня, она замужем. Он совершенно потерял голову. Онегин одно за другим пишет письма своей любимой, в которых раскрывает свой внутренний мир:
«Я думал вольность и покой
Замена счастью, боже мой!
Как я ошибся, как наказан. »
«Внимать Вам долго, понимать
Душой все Ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!»
В этих письмах есть главное объяснение поведения Онегина. Он молодым искал счастья в развлечениях, но не нашел. Он позже искал счастья в уединении, в общении с природой и не нашел. Он искал счастья в вольности и не нашел. Не было счастья в путешествиях. Наконец, он нашел свое счастье – оно заключалось в любви к единственной женщине.
Татьяна внешне холодна, сурова, неприступна. Но Онегину отвечает предельно откровенно:
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»
Татьяна уходит. Онегин один в ее доме, как громом пораженный, погруженный в бурю ощущений; и в комнату входит ее муж. В эту злую для Онегина минуту Пушкин оставляет своего героя.
Но мне в этой ситуации видится образ существующей брошенной проблемы, отсутствия ответа на вопрос: «Что теперь делать? Как жить?».
Психически расстроенный человек – это тот, который своей жизнью изменяет общественные правила, ориентируясь исключительно на свое внутреннее чувство бесчеловечности этих норм, недостижимости счастья при подчинении им. Но общество сильнее, оно не желает изменяться. К тому же интуитивное поведение непоследовательно, зачастую противоречиво.
Сколько сегодня молодых людей ушли от мира, закрылись дома, спрятались? Они ищут ответы на те же вопросы, которые стояли и перед Онегиным. Они несчастны, гонимы. Они ждут счастья, успокоения, дружбы, любви, но встретив, пугаются. Они совершают ошибки, но еще большую ошибку совершает наше общество, оставляя таких людей изгоями. За страшными терминами из психиатрии стоят чаще всего совсем нестрашные люди, живые люди, наши соотечественники, земляки.
Как в школах сейчас молодежь воспринимает такие проблемы? Достаточно ли ясно проблемы бывают обозначены? Могут ли современные молодые люди искренне думать, что «счастье было так возможно» с человеком уединившимся, тоскующим, потерянным, могут ли сделать такой выбор? Могут ли дружить, хотя бы просто по-доброму относиться к тем, кому тяжким роком выпала судьба жить с расстроенной психикой?
Наконец, могут ли современные школьники мечтать о профессии доктора для души больного человека? Изменят ли они в своем взрослом будущем отношение общества к этой проблеме?
Обращаю внимание читателя, что судьбы таких людей находятся в центре внимания самых великих поэтов и писателей России.
Я продолжу эту мысль в следующих статьях, посвященных психическим расстройствам, описанным в школьной литературе.
Евгений Онегин (герой)
«Онегин, добрый мой приятель…» – такими словами представляет Александр Сергеевич Пушкин героя своего знаменитого романа. Исходя из этой фразы, некоторые литературные критики делают вывод, что Онегин в некоторой степени мог быть отражением самого автора. Но это не совсем так. Несмотря на то, что персонаж наделен чертами известных приятелей поэта, его образ скорее собирательный. Пушкин, будучи свидетелем трагических судеб молодого поколения дворян, создал типаж лишнего человека, который стал едва ли не самым колоритным и выразительным персонажем русской литературы.
Описание героя
Происхождение, образование, характер и внешность
Евгений Онегин, дворянин по происхождению, родился в Петербурге, в семье столичных аристократов и был единственным наследником богатого семейства. С самого детства его воспитанием и образованием занимались иностранные гувернеры. Сначала это была «мадам», затем «monsieur ее сменил». Месье, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя…» и не особо был озабочен тем, чтобы ученик получил глубокие знания. Иногда журил за шалости и водил на прогулки в Летний сад. В итоге Евгений, благодаря врожденному незаурядному уму, получил довольно сносное, хотя и поверхностное образование, и, даже, по мнению некоторых, был «учёным малым». Он легко изъяснялся по-французски, немного знал латынь, читал труды Адама Смита, прекрасно танцевал мазурку, умел поддержать светскую беседу. «Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».
В целом, Онегин производил впечатление образованного молодого человека с хорошими манерами. Но основной его талант раскрывался на любовном поприще. Он освоил целую науку «страсти нежной» и с мастерством актера управлял своими эмоциями. Его страсть и пылкость в одну секунду превращались в холодность и надменность, что вызывало невероятное смятение «кокеток записных». Лицемерие, лесть, притворство – все эти инструменты были направлены для достижения одной цели – покорения сердец светских красавиц.
Много времени Онегин посвящал уходу за своей внешностью. По несколько часов он проводил перед зеркалом, тщательно готовясь к выходу в свет. На туалетном столике его кабинета стояли флаконы дорогого парфюма, здесь же находились разные щетки, пилочки для ногтей и другие предметы ухода. Героя окружала обстановка богатства и роскоши, что говорило о том, что Евгений очень ценит красоту и комфорт. Но Пушкин не осуждает Онегина: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…» Одевался Евгений по последнему писку моды. Панталоны, жилет, фрак – все было дорогим и стильным.
Образ жизни героя
Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской
Онегин не придерживался определенного распорядка дня. Он мог почти до утра находиться на балу, а по возвращении домой отсыпался до самого вечера. К этому времени слуги приносили ему новые приглашения на различные вечеринки, балы и собрания. Он не отдавал предпочтение каким-то определенным мероприятиям и старался отметиться везде, будь это французский ужин с приятелями, посещение театра или детский праздник. Евгений слыл заядлым театралом, был в курсе всех новостей, наизусть знал репертуар и боготворил молодых хорошеньких актрис. Однако отношение его к театру было весьма своеобразным. Он не придерживался установленных правил, мог приехать к середине спектакля и бесцеремонно пройти «по ногам» сидящих зрителей к своему месту. В ложе сидел со скучающим видом, изредка бросая на сцену рассеянный взгляд. Откровенно разглядывал в лорнет незнакомых дам и покидал театр еще до окончания действия, торопясь на очередной бал.
С течением времени Онегин все чаще стал тяготиться таким образом жизни: «завтра то же, что вчера». Ему надоели бесконечные выезды в свет, балы и приемы, то есть, все то, что входило в традиции благородного общества. Героем овладели тоска и хандра, но выхода из этого состояния он не находил и продолжал плыть по течению.
Однажды он задумал заняться сочинительством, но писать ему вскоре также наскучило. Тем же закончилась и попытка пополнить свои знания. Принявшись, было за книги, он вскоре бросил и это занятие. Вместе с тем, Евгению были свойственны мечтательность, желание путешествовать, холодность и трезвость ума, понимание никчемности и пустоты своей жизни. Но у него не было ни малейшего понятия относительно того, как все это изменить.
Приезд в деревню
Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской
Перемены в жизни героя начались после того, как он получил известие о тяжелой болезни своего дяди. Родственник¸ проживающий в деревне, желал проститься с Евгением и просил его о встрече. К приезду Онегина дядюшка уже покинул этот свет, завещав племяннику все свое состояние. Оставшись в деревне, Онегин решил провести некоторые преобразования. Он был рад, что ему удалось наконец-то сменить обстановку и первые несколько дней наслаждался деревенской тишиной, природой, чистым воздухом. Но вскоре им начала овладевать все та же хандра, которая преследовала его в городе. Тем не менее, он не отказался от своих планов в проведении реформ и заменил барщину оброком. Это пришлось не по душе его соседям, которые стали называть его «опаснейшим чудаком».
Шло время, и Онегин стал привыкать к простой деревенской жизни. У него появились новые знакомые, которые стали досаждать его своими частыми визитами. Он не был расположен к долгим беседам и сбегал от них через задний двор. Постепенно, видя в его поведении некоторые странности, люди стали отдаляться от него. К этому времени в соседнем имении появился молодой помещик Владимир Ленский, которому было суждено оставить неизгладимый след в судьбе главного героя.
Знакомство с Ленским
Молодые люди познакомились и начали общаться. Но между ними была огромная разница: «Они сошлись… Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». В чем же проявлялось их несходство? Во-первых, в разнице в возрасте: Онегину было двадцать шесть лет, Ленскому – восемнадцать. Евгений полностью принадлежал светскому обществу, от которого Владимир был далеко не в восторге: «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг…» Онегин слыл женским любимцем и обольстителем, Ленский же не имел любовного опыта, смущался и робел перед женщинами. Евгений не придавал большого значения дружбе и не верил в нее, потому что сам не был искренним. Для Ленского дружба являлась доказательством верности и надежности. По сравнению с расчетливым Онегиным Ленский был предельно простодушен, лицемерие Евгения резко контрастировало с искренностью Владимира. Онегин рано утратил интерес к жизни, Ленский же был мечтателем и верил, что все самое лучшее еще впереди. Прагматик Онегин изучал Адама Смита, а романтик Ленский восторженно отзывался о поэзии Шиллера и сам пробовал себя в роли поэта.
И. Репин. Дуэль Онегина и Ленского
Точками соприкосновения двух героев были образованность, благородное происхождение, совпадение общественных взглядов, молодость. Все это служило поводом для их общения. Владимир ввел Евгения в семью Лариных и познакомил его с сестрами – Татьяной и Ольгой, в которую Ленский был страстно влюблен. Онегину же больше понравилась Татьяна. Но, в силу своего характера, от нечего делать он начал заигрывать с Ольгой, чем вызвал гнев Владимира. Ленский, желая отстоять свою честь, вызвал Онегина на дуэль, где и погиб, сраженный пулей своего соперника.
Онегин и Татьяна
В Татьяне Онегина привлекала, в первую очередь, та первозданная чистота и непорочность, которая отличала ее от светских барышень. Девушка, так же, как и он, принадлежала к дворянскому сословию и была неплохо образована, но жизнь на природе, в простой деревенской среде придавала ей очаровательную естественность. Любительница французских любовных романов, она с замиранием сердца мечтала о своем избраннике и встретила его в лице Евгения Онегина. Не в силах скрывать свое чувство, Татьяна написала ему письмо. Евгений, пресытившийся прошлыми отношениями, был тронут этим признанием, но ответил девушке, что пока не готов вступать в брак и не может дать ей той любви, которую она заслуживает. Он не скрывал, что Татьяна ему симпатична и, если бы он был поэтом, то обязательно женился бы на ней. Но Онегин не был поэтом и руководствовался не чувствами, а разумом, который подсказывал ему, что он не должен омрачать жизнь юной и неопытной девушки. Несмотря на отказ, в отношении к Татьяне проявилось благородство Евгения. Во-первых, он никому не рассказал о ее письме, во-вторых, не воспользовался чувствами доверчивой девушки и не погубил ее репутацию. Через некоторое время Онегин вернулся в Петербург.
Дальнейшая судьба Онегина
Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской
Гибель Ленского оставляет глубокую рану в душе Онегина. После отъезда из деревни он некоторое время бесцельно странствует, но затем возвращается в Петербург. На одном из балов он обращает внимание на молодую даму, жену генерала, которую автор описывает так: «Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней». Пораженный Евгений узнает в этой даме Татьяну, которая из простой и наивной девушки превратилась в настоящую богиню. Он осознает, что в его сердце вспыхнула страсть и отправляет ей письмо с признанием в любви. Теперь читатель видит уже совсем другого Онегина – естественного и искреннего, не боящегося открыть душу любимой женщине. Но Татьяна отвергает его любовь, так как не считает возможным разрушить брак, который она считает святым. Несмотря на то, что она продолжает любить Евгения, она отказывает ему со словами: «Я другому отдана; Я буду век ему верна». В этой части повествования Пушкин расстается со своим героем. Позже он напишет отдельную главу о путешествии Онегина по России.
Роль героя в произведении
В своем романе А.С. Пушкин изобразил типичного представителя «лишних людей», для которых характерны: отсутствие жизненных ориентиров, постоянная хандра, неумение и нежелание трудиться, неспособность что-либо изменить. Поэту удалось нарисовать целостную и объемную картину современного ему русского общества с его бытом и нравами. Но особое внимание он акцентировал на представителях молодого поколения, и в этом смысле образ Онегина явился олицетворением своего времени.
Пушкин понимал, что жизнь его героя могла бы сложиться совсем иначе, но обвинял в этом не только Онегина. В то время судьбы молодых людей зависели не только от них самих, но и от тех веками устоявшихся норм и правил, которые считались незыблемыми в дворянском обществе. Главными врагами молодежи Пушкин считал лень, апатию, бездеятельность, привычку жить за счет труда крепостных крестьян. Парадокс заключается в том, что почти в каждом из них заключен огромный внутренний потенциал, которым они не в силах воспользоваться. Очень точно выразил свое отношение к Онегину А.И. Герцен: «Это человек, который испытывает жизнь вплоть до самой смерти, чтобы увидеть, не лучше ли она жизни. Он все начинал, но ничего не доводил до конца; он тем больше размышлял, чем меньше делал, в двадцать лет он старик, а к старости он молодеет благодаря любви».
Александр Сергеевич Пушкин создал образ, от которого берут свое начало самые известные герои русской литературы: Печорин, Базаров, Рудин, Безухов, Болконский, Карамазов, Обломов и другие. Евгений Онегин – прародитель их всех и естественным образом занимает самую верхнюю планку. У Пушкина была мысль привести своего героя в стан декабристов, но опасение преследования и цензуры заставили его отказаться от этой идеи.
Развитие героя по мере сюжета
На протяжении всего романа автор показывает читателю, как меняется его герой, что происходит с его душой и внутренним миром. В начале повествования это весьма легкомысленный молодой человек, представитель высшего общества. Несмотря на молодость, Онегин выглядит пресытившимся и уставшим от жизни. У него обо всем имеется свое представление и, чаще всего, оно негативное. Пушкин называет его молодым повесой. Совершенно другой Онегин предстает перед читателем в последней главе. Невозможно не задаться вопросом: что же так повлияло на главного героя, и почему он так изменился?
Череда событий, произошедших с Онегиным, обнажила такие качества его души, о которых он сам едва ли подозревал. Огромная роль в этом преображении принадлежит гибели Ленского. Когда Онегин осознал, какое бессмысленное преступление он совершил, душа его содрогнулась от ужаса. Он понял, что его жизнь уже не будет прежней. Ему стало невыносимо находиться в тех местах, где все напоминало ему о трагедии, и поэтому он решил отправиться в путешествие.
Во время странствий, которые также сыграли определенную роль, Евгений много думал и анализировал свою жизнь. К нему пришло ясное осознание того, что он уже не сможет играть чувствами и судьбами людей, переступать через их переживания и думать только о себе. Из путешествия вернулся совсем другой Онегин – наполненный другими чувствами, более внимательный и серьезный по отношению к людям.
Но полное преображение героя произошло, благодаря любви, которую он испытал после второй встречи с Татьяной. Душа его уже была подготовлена к этому глубокому и светлому чувству и, хотя оно не принесло счастья ни ему, ни Татьяне, можно только порадоваться за Евгения, сумевшего освободиться от ледяной светскости и пережить настоящее духовное возрождение.
Отношение автора к герою
Александр Сергеевич посвятил работе над романом долгих восемь лет и, естественно, за это время сроднился со своим героем, можно сказать, выпестовал его. В то же время, он был против того, чтобы его отождествляли с Онегиным, несмотря на то, что тот и другой были выходцами из одной социальной среды. Отношение автора к герою менялось по мере развития сюжета во многом из-за того, что с течением времени менялся как сам Пушкин, так и его персонаж.
Онегин изображен Пушкиным человеком с невероятно сложным характером, полным противоречий. Автор не маскирует недостатки героя и не пытается найти им оправдание. В то же время, уже из первой главы становится понятно, что автор считает Онегина добрым приятелем и вовсе не прочь с ним подружиться. Но отношение Пушкина к Евгению постоянно меняется. Несмотря на дружбу, поэт временами иронизирует, а иногда и прямо осуждает его поведение и поступки. Характер героя не выглядит схематичным во многом благодаря тому, что соткан из противоречий, которые делают его необычайно жизненным. В заключение можно сказать, что отношение Пушкина к Онегину скорее нейтральное. Для автора он не положительный, но и не отрицательный герой.
Прототипы
Многие исследователи творчества Пушкина до сих пор не могут сойтись во мнении, кто же был реальным прототипом Евгения Онегина. Большинство литературоведов убеждены в том, что это образ собирательный. Но все же, при обсуждении этой темы чаще всего звучат две фамилии – Катенин и Чаадаев.
Павел Александрович Катенин был декабристом и другом А.С. Пушкина. Занимался драматургией и поэзией, переводами, писал критические статьи. Был участником Отечественной войны 1812 года, имел звание гвардии полковника. Был одним из разработчиков плана по убийству императора Александра I. Автор гимна декабристов «Отечество наше страдает».
В восстании на Сенатской площади участия не принимал по причине ссоры с остальными декабристами. Отличался очень сложным характером. В 1822 году был выслан из Петербурга и остаток жизни провел в одиночестве, в своем имении.
Петр Яковлевич Чаадаев – второй прототип Евгения Онегина. Был другом Пушкина, занимался философией и публицистикой. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, состоял в масонской ложе. Пушкин познакомился с Чаадаевым еще во время учебы в лицее и в течение всей жизни поддерживал эту нежную и крепкую дружбу.
Как бы то ни было, несомненно одно: Евгений Онегин – детище гениального поэта А.С. Пушкина, продукт его непревзойденного таланта и вдохновенного воображения.
Экранизации героя
По сравнению с огромным количеством театральных постановок и опер у романа «Евгений Онегин» всего три экранизации. Первая состоялась в 1911 году в Российской Империи. Это была немая черно-белая короткометражка. Несмотря на возраст, лента сохранилась до настоящего времени. Роль Онегина в этом фильме исполнил актер Пётр Чардынин.
Третья экранизация принадлежит кинематографистам Великобритании и США. Фильм вышел в 1999 году под названием «Онегин». Роль Онегина исполнил актер Рэйф Файнс. Герои ленты говорят прозой, в стихах представлены только письма. Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге.