чего боится современная молодежь кратко
Психолог о том, почему молодежь нуждается в «лайках» и боится секса
«Миллениумы», они же поколение людей, родившихся с 1985 по 2003 год, ощущают себя потерянными. Они привыкли отрицать уже устоявшиеся ценности, однако своих нажить не успели. Именно поэтому «Y» так нужна поддержка и социальное одобрение в виде «лайков», а также советы блогеров. В то же время представители поколения «Z», которые только стоят на пороге совершеннолетия, смотрят на мир совершенно иначе и уже знают, к чему стремиться.
О том, почему не стоит удерживать молодежь в России, кто отбил у «зетов» тягу к алкоголю и ранним половым связям, а также почему подрастающее поколение откажется от лайков и блогеров, — «Газете.Ru» рассказала доктор психолингвистических наук Евгения Шамис.
Куда уйдут блогеры и «лайки»
— Одна из характерных особенностей «миллениумов» — их популярность в интернете. На каждого актера или телезвезду в наше время есть звезда ютьюба, прославившаяся, не выходя из собственной спальни. Откуда берется это поголовное желание становиться блогерами?
— «Миллениумы» — поколение блогеров, а также тех, кто на них ориентируется. У них действительно есть картинка, что ты можешь стать популярным, зарабатывать хорошие деньги, если ты просто пишешь или снимаешь что-то в интернете. Они росли тогда, когда появился гипервыбор, а задача блогера – облегчить этот выбор. Найти то, что сработает, что будет правильным. «Миллениумы» ищут себе ориентиры, которым можно доверять, поэтому блогеры так востребованы.
Однако со следующими поколениями блогеры исчезнут, так как пропадут задачи, которые они выполняют. Если «миллениумы» могут слепо доверять блогерам, то поколению «Z» будет необходимо объяснение того или иного выбора, к которому склоняет лицо с экрана. Подросткам будут нужны исключительно «умные блогеры», просмотр видео которых будет приносить им определенную пользу.
Контент будет необходимо подкреплять научными материалами. На данный момент это сложно даже представить.
— Сейчас инстаграм даже планирует убирать лайки, чтобы сместить акцент просто на ведение аккаунта с фотографиями, а не на погоню за оценками. Как это скажется на детях?
— Погоня за «лайками» действительно отчетливо проявляется именно у «миллениумов» — это связано с тем, что это поколение чувствует себя очень потерянным. Оно не понимает не только своего будущего, но и настоящего. От этого им очень тяжело: для того, чтобы доказать, что они все равно успешны в этом непонятном мире, им нужны оценки.
«Лайк» для них – это своего рода подтверждение успеха, которого еще нет, но он обязательно будет. Причем абсолютно неважно, откуда эта оценка пришла — важен сам ее факт. У последующих поколений отношение другое: им важно видеть реальные оценки, причем желательно от конкретной аудитории. Акцент с «лайков» постепенно смещается. И отказ инстаграма от «лайков» является как раз подтверждением этой истории.
— В интернете много травли и агрессии. Погрузив свою жизнь в соцсети, стали ли «миллениумы» более апатичными и жестокими? Или же это просто попытка привлечь внимание?
— Подростки всегда привлекают внимание, пытаются разобраться с вопросом «кто я?». История с «кибербуллингом» связана с наложением друг на друга ценностей двух поколений – «Y» и «Z». «Миллениумы» не умеют ставить себя на место другого человека. Они действуют скорее в своих интересах.
Более того, они родились в эпоху видеоигр – там ты часто просто наблюдаешь за тем, что происходит с другими участниками со стороны.
Поэтому сейчас, что бы ни произошло, дети снимают все на телефон вместо того, чтобы помогать. Взрослых это ужасает, а для молодежи это нормально – они будто в видеоигре.
— Что изменилось с приходом поколения «Z» или «хоумлэндеров», как их принято сейчас называть?
— У «зетов» начали активно формироваться принципы этики и морали — мол, так делать не хорошо. Вот это наложение характеристик двух поколений и породило травлю с «кибербуллингом». Дальше у нас просто не произошло публичного диалога на эту тему, в процессе которого мы смогли бы понять, что да, это реально стыдно. В прошлый раз аналогичная ситуация произошла у «иксов», однако их спас фильм «Чучело» — посмотрев его, все поняли, что так делать нельзя.
Нынешние подростки в процессе своего взросления попали на момент, когда правила поведения в интернете только формировались. Сейчас дети уже начинают придерживаться простых человеческих стандартов. 14-летние уже совсем не говорят нам про буллинг, для них это неактуально.
Где хотят жить «миллениумы»
— По данным «Левада-Центра», опубликованным в феврале 2019 года, 41% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет хотели бы уехать за границу на постоянное место жительства. Этот показатель достиг максимума впервые за пять лет. Почему с каждым годом молодые люди все больше хотят переехать за границу?
— Я могу сразу сказать, что в этом исследовании есть ошибка. У нас более пяти тысяч проведенных фокус-групп только про поколения. А количество самих материалов — сотни тысяч. Поэтому собрать поколенческие исследования в одном опросе просто невозможно. Мы, конечно, тоже неоднократно спрашивали у «миллениумов» о переезде, однако слышали совсем другой сценарий.
Они говорят: «Мы бы хотели уехать за границу, поучиться там или поработать, набраться опыта, а потом вернуться и применить знания уже в своей стране». Поэтому сейчас существует очень неправильная попытка запретить молодежи уезжать.
У «миллениумов» существует огромная потребность жить в глобальном мире, иметь к нему доступ. Нет смысла удерживать их в стране — они потом вернутся и принесут бесценный опыт.
— Как вы думаете, что может стать своего рода «точкой невозврата» для поколения «Y», после чего они уже просто не смогут оставаться в России? Чего боится молодежь больше всего?
— Молодежь вообще ничего не боится. Скажем так, это вообще ее задача – не бояться. Но если разбирать конкретнее, то подросткам сейчас важна честность и этика, они все чаще ведут об этом разговоры. Именно это им сейчас и нужно от государства – чтобы все было без манипуляций. Мы видим и большой, здоровый патриотизм в ребятах, когда они хотят участвовать в общественной жизни и делать Россию лучше. Нужно это желание в них только поддерживать.
— С другой стороны, именно у поколения «миллениумов» социальные психологи и социологи фиксируют рост патриотических настроений. Их даже называют «поколением «Крым». Каков он, патриотизм «миллениумов»?
— У них он проявляется в классическом понимании, как написано в словарях. Выражается в желании сделать свою страну лучше, интегрировать ее в большой глобальный мир, чтобы она была современной. Причем это патриотизм – он без приказов, а идет от сердца. Он возникает, когда ты вкладываешься в себя, людей рядом, города и точки, где ты живешь и работаешь.
Почему молодежь отказывается от алкоголя и боится секса
— Современные подростки более апатично, нежели предыдущие поколения, относятся к алкоголю — ровно, как к ранним половым связям и экстремальным видам развлечений. Это следствие возросшей ответственности или же, наоборот, их инфантильности и неготовности к взрослой жизни?
— Речь идет про «миллениумов», безусловно. Мы видим у них сейчас растущую ответственность за здоровье. Существует активный диалог про здоровое питание, который сейчас все больше набирает популярность. Алкоголь им правда перестает быть интересен, как и наркотики.
Они не готовы рисковать собой ради краткосрочного удовольствия, они аккуратнее выбирают все – и лекарства, и питание.
Про ранние половые связи могу сказать так: детей сильно напугали. Мы слышим эту напуганность где-то с возраста 25 лет и раньше. В этом виновата школа — еще неокрепшим подросткам там внушили, что в случае беспорядочных половых связей они могут остаться без детей. Вот все и испугались.
Что касается взаимоотношений, то «миллениумы» сейчас стремятся к выбору партнера, который будет принимать их полностью и безраздельно. Они стремятся и тут заработать свой «лайк» — признание от другого человека в том, что он готов принять тебя таким, какой ты есть и быть рядом. Это для них очень важно.
— С упрощенным доступом к кино и сериалам литература у поколения «миллениумов» ушла на второй план, если не на десятый. Это плохо? Могут ли они вообще мыслить критически?
— Пообщавшись с детьми до 15 лет, вы скорее всего услышите прекрасный язык, хорошо поставленную речь и красивые литературные обороты. С литературой там сейчас все складывается на ура — читают не только классику, но и современную литературу, которой сейчас очень много, и причем очень интересной.
С сериалами история тоже интересная: молодежь ждет от них интересных сценариев, новизны. Для них важна и игра актеров, адекватное выражение сложных литературных идей и замыслов, над которыми нужно думать и подмечать детали. Соответственно они склонны к критическому мышлению.
У молодежи в возрасте от 16 до 21 года с языком немного сложнее – этих деток натаскивали и натаскивают на ЕГЭ и ОГЭ. Они почти не пишут сочинений, а потому почти не умеют выражать свои мысли. Однако обвинить их в отсутствии интереса к книгам тоже нельзя — просто они читают другую литературу, более ориентированную на их интересы.
Чего боится современная молодежь кратко
Тех, кто родился после 2000-го года, называют центениалами. Есть несколько аспектов, по которым детство нынешнего поколения кардинально отличается от предыдущих.
Новый сленг современных подростков
«Особые» слова существовали в языке всегда. Подрастающее поколение старается зашифровать свой язык так, чтобы взрослым и «чужим» было непонятно. И это нормально, уверяют психологи.
Вот примеры сленговых слов, популярных у нынешнего поколения подростков. Большинство из них появилось благодаря Сети: когда переписываешься, хочется упростить и сократить, чтобы потратить меньше времени. Но сленг не задержался в одном лишь интернете. Слова быстро перекочевали и в устную речь молодёжи.
Не стоит ругать подростков за такое поведение и за то, что они «коверкают» язык. Сленг — нормальное явление. Просто объясните подростку разницу между формальным и неформальным общением. Если в компании друзей сленговая фраза «го в магаз» прозвучит уместно и естественно, то сказать преподавателю «сорян» за несделанную домашку уже некорректно.
Прогрессивность и толерантность
Общественные настроения и нормы меняются. Поэтому и традиционные модели воспитания подростков в наше время устаревают.
Всё чаще можно встретить юношу или девушку, которые лет в пятнадцать уже задумываются о социальных проблемах, осознанном потреблении, антимилитаризме и гуманистических ценностях. Всё больше подростков ставят под сомнение актуальность традиционных гендерных ролей (женщина — «хранительница очага», мужчина — «добытчик»).
Современное воспитание подростков должно включать в себя уроки толерантности и искоренение гендерных стереотипов.
Клиповое мышление подростков
Технологии, к которым есть доступ у подростка в современном мире, ещё лет двадцать назад казались фантастикой.
Центениалы не знают, каким был мир без интернета. Они привыкли воспринимать потоки терабайтов пёстрой информации одновременно: видео, картинки, текст, анимация.
За день через современного подростка проходит огромное количество ярких впечатлений. Он листает ленты новостей, смотрит истории в Instagram, слушает новости по телевизору за обедом, включает музыку в наушниках, когда едет в автобусе.
Это может иметь как положительные, так и негативные последствия. Из положительных можно выделить способность к многозадачности или ускорение реакции у современного подростка. О том, как уменьшить риски, мы расскажем далее в статье.
Быстрый темп
Нынешние дети тратят минимальное время на решение какой-либо функциональной задачи.
Под рукой всегда есть калькулятор, автокоррекция и Google. Любая информация находится мгновенно, ошибки исправляются моментально, а подсчёты в столбик канули в прошлое и используются разве что в начальной школе. Чтобы узнать, сколько тонн весит голубой кит, не нужно идти в библиотеку и листать энциклопедию. Google даст ответ за 0,65 секунды.
Подростки привыкают к быстрому темпу. Им тяжелее писать большие сочинения от руки, читать объёмные параграфы в учебниках и долго следить за монотонными лекциями.
По наблюдениям психологов, ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд.
Педагоги советуют внедрять в процесс образования интерактив, преподносить информацию кратко и по делу, чередовать форматы обучения. Лучший способ заставить современного подростка сфокусировать внимание — сделать так, чтобы ему было интересно.
Проблемы современных подростков
Период, когда ребёнок становится подростком, — один из самых сложных для родителей. У всех разные способы пережить это «смутное время». Перечислим распространённые проблемы и попробуем найти решение.
Сложности с общением в реальной жизни
Зависимостью современных подростков от соцсетей обеспокоены родители во всём мире. Согласно исследованиям, современным детям и подросткам тяжелее знакомиться и устанавливать близкий контакт в реальной жизни. Виртуальное общение полностью поглощает и кажется более привлекательным, чем реальное.
Само по себе виртуальное общение — это здорово. Можно знакомиться со сверстниками со всего мира, практиковать иностранные языки и находить друзей в других городах. Но для успешной социализации подростка разговоров в мессенджерах недостаточно. Чтобы влиться в социум и построить успешную карьеру в будущем, нужно уметь общаться в реальной жизни.
Решение
Не пытайтесь заблокировать доступ ребёнка к социальным сетям и запретить ему переписываться. Подросток будет злиться и считать взрослых врагами. Так вы рискуете нарушить самое важное — контакт между вами и вашим ребёнком.
Вместо этого показывайте подростку, как можно устанавливать социальные контакты в реальной жизни:
Крутые и интересные мероприятия со сверстниками помогают подростку влиться в среду и почувствовать себя частью социума. Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мы регулярно устраиваем выезды и встречи, где ребята со всех уголков мира знакомятся, общаются и взаимодействуют в рамках мероприятий.
Невнимательность
Современные дети на «ты» с технологиями. Но бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают сознание подростка фрагментарным. Мир ребёнка превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации.
Результатом может стать рассеянное внимание, плохая память и отсутствие концентрации. Подростку в наше время становится трудно читать длинные тексты, поэтому в интернете стало популярным указывать приблизительное время чтения материала. Если текст длинный, то принято либо упоминать в самом начале, что это «лонгрид», либо извиняться за «много букв». Эти детали ярко иллюстрируют феномен клипового мышления.
Клиповое мышление делает современного подростка уязвимым к различным манипуляциям и ангажированному влиянию. Примером может стать бесчисленная реклама, видеоролики, эмоциональные статьи на остросоциальные темы, политическая повестка.
Решение
Потеря мотивации учиться
Современные подростки подвержены влиянию культуры: сегодня предполагается, что успех должен последовать мгновенно. Всё чаще в мировоззрении современных подростков можно встретить тезисы о том, что миллионерами становятся без диплома. Набирают популярность бестселлеры про стартапы и бизнес, где в пример приводится Стив Джобс, бросивший престижный колледж, или Билл Гейтс, которого отчислили из Гарварда.
Это внушает восприимчивым подросткам ложные иллюзии. По данным опросов «Левада-центра», 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учёбе самой серьёзной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в своих детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учёба в школе необходима для будущей успешной карьеры.
Что делать, если у подростка отсутствует мотивация учиться?
Решение
Наш мозг привык отсеивать информацию, которая кажется ему ненужной. Поэтому учёба в первую очередь должна быть интересной для подростка. Если ребёнок мучается с абстрактными задачами по математике и не понимает, зачем они ему нужны, — мотивации не будет. Ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.
Если подростку неинтересно в средней школе, попробуйте более персонализированные форматы обучения. Например, семейное образование. В России легально учиться вне школы.
«А что, так можно было?» — история хоумскулинга семьи Фомичевых →
Не забывайте хвалить за успехи. Подбадривание и награда — мощные мотивирующие факторы, которые могут значительно повлиять на учёбу.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученикам и родителям помогает штатный психолог. Если ваш ребёнок испытывает трудности переходного периода, он сможет получить бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения. А родители на консультации со специалистом смогут задать любые вопросы про современных подростков.
Кроме того, в нашей онлайн-школе с мотивацией работают персональные наставники. Если успеваемость ребёнка проседает, наставник первым делом выясняет причины на видеовстрече с ребёнком и даёт советы, как можно исправить ситуацию. Наставники выстраивают с детьми доверительные отношения, и порой между ними завязывается настоящая дружба. Он всегда выслушает и поддержит в трудную минуту, поможет поверить в свои силы и вселит надежду в будущее у любого подростка.
Резюме
Современные дети и подростки действительно отличаются от предыдущих поколений. Но это не означает, что они хуже или лучше. Просто другие. Проблемы и особенности современных подростков нужно учитывать при воспитании нового поколения.
С современным подростком стоит познакомиться как с самостоятельной личностью, с человеком, который пока ещё остро нуждается в нас, но всячески старается не подавать вида. Ребёнку, который уже, возможно, выше вас ростом, точно так же нужна забота, внимание и поддержка, как и едва вставшему на ноги малышу.
Эксперты считают, что молодежь боится рутины и ценит эклектику жизни
МОСКВА, 10 ноя – РИА Новости. Социологи и психологи, занимающиеся молодежными исследованиями, не считают современную молодежь меркантильной — она не гомогенна, а разнородна, боится рутины и находит удовольствие в эклектике жизни, а потому в работе отдает приоритет самореализации и считает важной саморепрезентацию в социальных сетях.
Всемирный день молодежи не нужно путать с Международным днем молодежи, ежегодно отмечаемым 12 августа и инициированным ООН. Это неофициальный международный праздник, который отмечается каждый год с подачи Всемирной федерации демократической молодёжи (ВФДМ) самое известное мероприятие которой — Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Очередной такой фестиваль недавно завершился в российском Сочи.
История праздника берет начало в 1945 году, когда в Лондоне с 29 октября по 10 ноября проходила Всемирная конференция молодежи, завершившаяся созданием ВФДМ. Конференция, в последней день которой и зародился праздник, прошла по инициативе Всемирного совета молодежи. Он, в свою очередь, появился во время Второй мировой войны и ставил своей целью борьбу с фашизмом. Эта направленность – борьба против империализма, фашизма и расизма, борьба за права молодежи вне зависимости от ее религиозных, политических или идеологических взглядов, сохраняется и по сей день.
«Три молодости» и все разные
«У нас разная молодежь, она достаточно дифференцированная. Мы можем говорить о том, что ценности тоже могут быть дифференцированы», — говорит замдиректора Центра молодежных исследований ВШЭ социолог Яна Крупец.
С этим согласна доцент кафедры философии социологии Елабужского института (филиала) Казанского федерального университета Альбина Гарифзянова. «Я считаю, что современная молодёжь разная, разнообразная. Я не могу представить её гомогенной средой: с одними ценностями, с одними идеалами», — сказала она.
При этом глава Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров обращает внимание на то, что «понятие о молодежи растянулось». По его словам, сейчас можно выделить как минимум «три молодежи».
«Первая – ее еще называют таким интересным словом – школота – это примерно лет с 17 до 23-24. В основном, учащиеся вузов и средних учебных заведений. Она довольно беззаботная, с минимумом обязательств и максимумом иллюзий, амбиций и возможностей», — сказал эксперт.
Вторая возрастная категория — от 23-24 до 28-30 лет. Это люди в поисках рабочего места или уже нашедшие его, начинающие обзаводиться семьей, чаще всего гражданским браком.
«Третья молодость» – от 28-30 до примерно 35 лет – люди, уже состоящие в устойчивых отношениях, с семьей, детьми, более или менее определившиеся с профессией, сказал Федоров. «Тут баланс возможностей и обязательств меняется – возможностей становится меньше, а обязательств больше. Психология у этих возрастных групп разная, ценности разные и отношение к жизни и вовлеченность в политику разная», — добавляет гендиректор ВЦИОМ.
Несмотря на эту разнородность, говорит доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета Ольга Рубцова, возрастные задачи развития, «остаются теми же». «Это поиск себя, поиск собственной идентичности, становление своего Я», — пояснила она.
В то же время руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Центра психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева отмечает, что нынешнее молодое поколение больше, чем предыдущие, полагается на самих себя. «Они ориентированы на собственные цели и устремления, не в смысле эгоизма, а в смысле опоры на собственные возможности. И это хорошо», — считает эксперт.
Сеть, интернет и самопрезентация
При этом, по словам Дозорцевой, внутриличностные проблемы остаются теми же: поиск себя, поиск применения своих сил, как молодые люди видят себя и какова их саморепрезентация. Здесь важную роль играют социальные сети, добавляет она.
«Образ себя в социальных сетях для молодых людей сейчас более важен, значим, чем в реальной жизни. Если с поверхностного уровня начать, то это образ успешного человека, который имеет все атрибуты этого успеха. С другой стороны, это и демонстрация собственных возможностей и интересов, общения. Ну, и, конечно, важна внешняя репрезентация», — пояснила собеседница агентства.
Механизм социальных сетей, обращает внимание Гарифзянова, позволяет показать обществу, «что наполняет твою повседневность». «Это не только посещение концертов, «классных» мест, путешествия, это могут быть еще книги, музыка и прочее», — сказала она.
При этом, полагает Крупец, сетевое общение не исключает и не сокращает реального общения, а дополняет его — для активной молодежи важно, что они встречаются и за рамками интернета. «В этом смысле интернет для них – это, скорее, инструмент, который позволяет им более эффективно организовывать что-то, в том числе оффлайн. Для социологов это не вопрос влияния на личность, это вопрос о том, как это меняет повседневную жизнь — а меняет значимо», — добавила она.
Приоритет самореализации
«Все видят ее примерно одинаково: чтобы это было любимое дело, и чтобы за это ещё и деньги платили. Сейчас молодых людей не удовлетворяет лишь один критерий в выборе профессии. Для современного человека профессия практически определяет образ жизни, они не готовы работать только ради зарплаты, им важен элемент самореализации, ощущение нужности, полезности», — поясняет эксперт.
Общее для сегодняшней молодежи, по ее мнению – компромисс: и зарабатывать, и самореализовываться. «Я очень часто сталкивалась в интервью, что молодым людям важна самореализация, и подтверждений «обвинениям» взрослых о том, что «какая пошла меркантильная молодежь, подвержена гедонизму» в этих нарративах не встречается», — сказала собеседница.
При этом речь идет о самореализации в социальном контексте, о способах заявить о себе «именно через занятие любимым делом», добавила она.
Об этом говорит и Крупец, отмечая изменение отношения к работе. «Сегодня идеальная для молодежи работа – та, которая должна, с одной стороны, приносить определённый материальный достаток, то есть деньги важный критерий при поиске и выборе работы, но, с другой стороны, она должна быть интересной и позволять саморелизовываться. Если эти условия не соблюдаются, то молодые достаточно легко меняют место работы в поисках этого идеала», — сказала собеседница агентства.
По словам студента второго курса магистратуры факультета политологии МГУ, члена студенческого союза МГУ Яна Сенокопа, сегодня на первом месте для молодежи именно возможность самореализации. «Значимая часть хочет работать не столько на высокооплачиваемой работе, не это приоритет, а хочет заниматься той работой, которая будет интересна, может раскрыть их потенциал и от которой будет польза не только для них лично, но и для общества», — сказал он.
Трудности самоопределения и трудности ли это
«Это отложенное взросление. Молодежь постоянно в поиске – это общая черта. Современная молодежь в этой эклектике жизни получает удовольствие. Ну, хорошо, у меня не получилось быть хорошим менеджером, пойду барменом, не получилось барменом – пойду в аспирантуру. Это постоянный поиск себя, они не смотрят на это будто они потеряли время, занимаясь не тем», — поясняет она.
Сенокоп также отмечает, что поиск себя и своего места в жизни – одни из наиболее насущных вопросов для молодежи, о них часто упоминают в социологических опросах, которые проводят среди студентов. «Значительная часть молодежи является неопределившейся по поводу своего жизненного пути, своего будущего. Это стоит краеугольным камнем в жизни», — сказал он.
Крупец добавляет, что карьерные установки молодых людей смещаются с «классических карьер», когда приходится долго работать в одном месте и расти от должности к должности, в сторону «горизонтальных карьер». «Поработать на одном месте, получить от него какие-то бонусы, а потом идти в другое место, более интересное, где можно реализовываться по-новому. Это связано с боязнью рутины, остановки в развитии», — пояснила собеседница агентства.
Локальный активизм и вовлеченность в общественную жизнь
С другой стороны, добавляет эксперт, несколько лет назад в России удалось сделать модным волонтерство, «но пока это поддерживается довольно искусственно, продвигается сверху».
«Еще мало молодых людей охвачено этими волонтерскими практиками. Только-только начинается процесс перехода, формирования волонтерства и добровольчества как ценности. Если говорить о вовлеченности в какие-то более прагматичные вещи, например в благоустройство собственного двора, то этого нет и в помине», — полагает глава ВЦИОМ.
Социологи отмечают, что аполитичность молодежи и ее дистанцирование актуально не только для России, но и для Европы и США, хотя традиции гражданского общества там начали развиваться гораздо раньше.
В то же время, говорит Крупец, и на Западе, и в России отмечается рост вовлеченности молодежи в общественные вопросы, связанные с локальными проблемами, которые существуют непосредственно рядом с человеком. Активная молодежь пытается что-то делать, но уже «в новых, альтернативных формах».
«Не в привычном понимании, что идет в партию или идет на выборы, а пытается придумывать какие-то другие инициативы, которые позволяют получать, в том числе, удовольствие. Это такая политика малых дел, которую они признают максимально эффективной. Потому что существует оторванность их от макроуровня, от уровня государства, нет налаженного диалога. Поэтому они пытаются реализовывать инициативу на своем уровне», — объяснила Крупец.
При этом, добавляет она, один из актуальных вопросов сегодня — сможет ли государство понять желания молодежной среды, оценить по достоинству ее инициативы и помочь их реализовывать. Государство, добавляет эксперт, пытается и контролировать, и предлагать свои варианты, «что не всегда соответствует видению самой молодежи».
«Происходит активизация молодежи, но она скорее параллельная, в своих логиках. Это не вопрос о том, что мы идем в партию, это вопрос о том, что мы инициируем свои собственные движения. Смогут ли здесь встретиться государство и молодежь – большой вопрос», — заключила Крупец.