чаевые это что такое
Всё, что нужно знать о чаевых: сколько, кому и почему?
Денежное поощрение работники сферы обслуживания получают за качественный и быстрый сервис. В этой статье мы разберёмся, как и почему появились чаевые, сколько и кому их оставляют, в том числе при безналичном расчёте, а также рассмотрим особенности культуры чаевых в других странах.
Чаевые – дополнительная денежная плата работнику, которая даётся сверх оплаченной суммы за товар или услугу, за качественно и старательно выполненную работу.
Как появились чаевые
Как появились чаевые
Достоверно отследить историю возникновения этого явления невозможно. По одной из версий, чаевые появились в Англии в XVI веке. Когда гости аристократа оставались на ночлег в доме хозяина, то платили слугам за дополнительные обязанности, связанные с их пребыванием. К XVIII веку практика оставлять подобную плату распространилась в отелях.
Происхождение английского слова «tip» некоторые источники связывают с выражением «to insure promptitude» («для обеспечения быстроты»). Эта фраза значилась на мисках в кофейнях, где местное высшее общество собиралось для беседы. Для быстрого обслуживания, посетители бросали в миску монету. Вскоре название сократилось до «T. I. P.», а затем до tip.
В начале XX века чаевые в частных домах Англии настолько укоренились, что за время пребывания в доме друга гость, остановившийся на одну неделю охоты, мог заплатить около 100 долларов слугам. Из-за подобных расходов англичане со скромным достатком отказывались от приглашений, ведь маленькие чаевые оскорбляли слуг.
Культура оставлять чаевые быстро распространилась по Европе, в том числе России, а в США они появились после Гражданской войны. Состоятельные американцы путешествовали по Европе и перенимали привычку оставлять на чай, доказывая высокое образование и класс.
Некоторые расценивали чаевые как противоречие принципам демократии и американским идеалам равенства. Тем не менее, в начале 1910-х годов более 10% рабочей силы в Соединенных Штатах получали дополнительную плату. Не все считали целесообразным поощрение одноразовых услуг, что иногда приводило к причинению вреда тем, кто его не оставлял. Известны случаи, когда служащие отеля не помогали посетителям или нарочно роняли багаж. В ресторанах месть проявлялась в виде медленного обслуживания, когда человек, не оставляющих чаевых, приходил повторно. В местах, где дорожили репутацией заведения, такое поведение со стороны персонала приводило к увольнению служащего.
В СССР чаевые официально считались оскорблением рабочего класса, однако критика их не искоренила. Официанты и парикмахеры регулярно получали вознаграждение, водители такси сохраняли сдачу.
Таким образом, люди, оставлявшие денежное поощрение, благодарили прислугу за дополнительный уход. Мотивом также служила гарантия качества регулярного сервиса.
Причины, по которым люди оставляют чаевые
Чаевые – это уникальное экономическое явление, добровольное поощрение уже оплаченной работы. В ресторанах или салонах красоты их оставляют постоянные посетители, но шанс повторно воспользоваться услугами носильщика или горничной сравнительно мал. Тогда почему эта практика существует во всех отраслях сферы обслуживания?
Оставлять чаевые людей мотивируют чувства и желание соответствовать социальным нормам. Люди убеждены, что с помощью дополнительной платы избегают осуждения со стороны работников и получают социальное одобрение. Книги по этикету, предписывающие, когда и сколько оставлять на чай, вместе с материалами средств массовой информации (фильмы, газеты и журналы), помогли закрепить этот обычай.
Некоторые исследователи полагают, что важную роль в поддержке чаевых сыграли работодатели. Они платили низкую заработную плату или вообще не платили тем, кто получал денежное поощрение от клиентов.
Благодарить официанта материально — не просто признак хорошего тона. Нередко чаевые составляют значительную часть его заработка.
Это побуждало организации рабочих выступать за отмену чаевых ради высокой заработной платы. Однако отдельные работники увеличивали чаевые, предоставляя хорошие услуги или выпрашивая вознаграждение, иногда оскорбляя тех, кто отказывался.
Потребители услуг поддерживали практику, выплачивая чаевые представителям разных профессий. Таким образом, как работодатели, так и рабочие, и клиенты способствовали установлению обычая.
Вопрос о том, кому и сколько оставлять чаевых, остаётся актуальным и во многом зависит от социально-культурного контекста страны.
Кому и сколько оставлять чаевых
По результатам исследования онлайн-сервиса YouDo в 2020 г., 25% россиян оставляют чаевые регулярно, 46% – от случая к случаю и 29% не оставляют вовсе.
В России денежное поощрение получают официанты, бармены, бариста, таксисты, парикмахеры и барберы, мастера маникюра и педикюра, курьеры, заправщики и мойщики автомобилей, грузчики, мастера по ремонту и реже сотрудники отелей.
Для работников сферы обслуживания, чей размер заработной платы минимален, чаевые составляют значительную часть дохода.
Размер чаевых не регулируется правилами и зависит от вида услуги, качества сервиса и быстроты, итоговой суммы чека, заведения и его престижности, субъективной оценки посетителя. Стандартная сумма равна 5-15% общей стоимости услуги.
В среднем удовлетворительное обслуживание оценивается 10%. Меньше 50 рублей оставлять не принято, незначительные чаевые оскорбляют персонал. Поводом для отказа от дополнительной платы является низкое качество работы или грубость сотрудника. Для улучшения качества обслуживания следует открыто и вежливо выразить недовольство.
Не дают чаевые врачам, преподавателям, психологам и психотерапевтам, коучам, спортивным тренерам, шеф-поварам, переводчикам, бортпроводникам.
Как оставить чаевые при оплате картой
Даже при безналичном расчёте чаевые оставляют наличными деньгами. Это простой и надежный способ отблагодарить работника. Когда наличных нет, посетители пользуются электронным платежом и переводят чаевые на личную карту официанта. Система быстрых платежей позволяет оплачивать без комиссии, если карты клиента и работника от разных банков.
Однако не во всех заведениях существует такая практика. Сообщите официанту о вашем желании оставить деньги на чай и попросите снять с вас эту сумму вместе с итоговой платой. Сумму называют числом или в процентах.
Для того чтобы оставить чаевые без комиссии, существуют специальные приложения и онлайн-сервисы, такие как CloudTips, СберФуд, Ytips, 2tip.ru. Следует уточнить, зарегистрирован ли официант или заведение в приложении и только потом переводить сумму.
Многие задумываются, какая сумма при таком пополнении достается сотруднику. В зависимости от сервиса работник сам оплачивает комиссию (как правило 5-7%) или же платит ежемесячно сумму в соответствии с тарифом. Сервисы доставки еды, например, Яндекс.еда и Деливери, комиссию с чаевых в приложении полностью отдают курьеру.
Как правильно оставлять чаевые в России
В среднем размер чаевых в России равняется 10% от цены услуги. Размер чаевых зависит от вида услуги, качества и быстроты обслуживания, заведения и его престижности, субъективной оценки посетителя, а также итоговой суммы чека. Оставляйте 10%, если вы довольны сервисом. Рассмотрим, как это принято делать.
Чаевые
Содержание
Этимология английского слова tip
Существует следующая легенда о происхождении английского слова tip:
Специфика выплаты чаевых
В тех странах, где чаевые выплачивать принято (например, в США), существуют сложные неписаные законы о том, кому и сколько давать на чай. В других странах (включая Россию) обычаи на этот счет не столь устоявшиеся, и клиент все решает сам.
Чаевые в разных странах
Чаевые приняты не во всех странах. Так, например, в отличие США, где давать чаевые заведено, французы и австралийцы высчитывают в ресторане деньги ровно по счёту. Принятая сумма чаевых тоже часто различается в разных странах; так, в Израиле считается хорошим тоном давать чаевые суммой в 10 % от счёта, в США принятая сумма чаевых достигает 15 %.
Болгария
В Болгарии чаевые называют бакшиш и дают, только если обслуживание понравилось.
Германия
Сумма чаевых (нем. Trinkgeld ) в ресторанах, кафе и увеселительных заведениях составляет 5-10 % от счета, только если обслуживание понравилось. Включающая чаевые общая сумма называется клиентом сразу при передаче денег, перед тем как официант даёт ему сдачу.
Израиль
Чаевые (ивр. תשר , для обозначения которых чаще используется слово «тип» или, во мн. числе, «типим», (ивр. טיפ ) от англ. tip ) принято давать в ресторанах, кафе и увеселительных заведениях. Сумма чаевых составляет 10 % от счёта. Чаевые обычно оставляют наличными на столе после оплаты счёта, вне зависимости от того, каким платёжным средством был оплачен счёт. Если же у посетителей нет при себе наличных денег, то в некоторых ресторанах можно добавить чаевые к счёту перед оплатой; обязательно нужно убедиться в существовании возможности добавления чаевых к счёту и оговорить сумму оставляемых чаевых с официантом при передаче ему платёжного средства (кредитной карточки или чека), иначе официант проведёт платёж только на сумму, указанную в счёте, без учёта чаевых.
Парикмахеры и таксисты чаевые не получают, но считается хорошим тоном округлять сумму платежа таксисту вверх до целого числа шекелей.
Исландия
В Исландии чаевые давать не принято.
Испания
В Испании чаевые не приняты и не распространены среди местного населения, за исключением сферы общественного питания. В барах и маленьких ресторанах испанцы оставляют в качестве чаевых мелочь, — её оставляют на пластине после оплаченного счёта. В большинстве ресторанов принято оставить между 5 % и 10 %. Никакие чаевые не предполагаются за пределами ресторанного бизнеса.
Россия
В России принято [источник не указан 808 дней] платить чаевые в размере 5 — 10 % от суммы счета в ресторанах. Некоторые рестораны могут включать чаевые в счёт, но это встречается относительно редко, также клиенты очень часто округляют счет в большую сторону и не забирают мелкие купюры и тем более монеты на сдачу. Также распространены чаевые в других сферах обслуживания, например, чаевые курьеру или мастеру-ремонтнику, но их размер никак не регламентируется, и оставляют их, как правило, за быстрый и качественный сервис.
США
В ресторанах
Для больших групп, то есть шесть человек и более, ресторан нередко определяет стандартный размер чаевых (
В такси
Правительственные служащие
Розничная торговля
Украина
Правилом хорошего тона является оставлять 5-15 % от счета (в ресторанах и кафе).
Франция
Чаевых как таковых во Франции не существует. [источник не указан 441 день] Иногда счёт округляется вверх до целого числа евро.
Чехия
Обычная сумма чаевых в Праге — 12 % от счёта. Чаевые могут включаться или не включаться в счет, в зависимости от политики конкретного заведения.
Швеция
В Швеции не существует традиции оставлять чаевые.
Япония
В Японии везде платят точно по чеку и никогда не оставляют чаевые. Оставленные чаевые могут воспринять как оскорбление. Если иностранец оставит чаевые, его догонят на выходе/улице и вернут оставленные чаевые.
Все, что нужно знать про чаевые
У этих работников общепита, ясное дело, свой взгляд на эти вещи, но мы посмотрим на ситуацию с точки зрения истины. Проведем, так сказать, вскрытие самого понятия, но не затронем, сколько чаевых нужно оставлять. Об этом у нас есть отдельная статья.
Откуда эта напасть свалилась на наши головы?
Откуда пошла традиция доплачивать официантам за то, что они должны делать и без доплат? Тут, как это часто бывает, масса теорий. Где же правда — непонятно.
Tips (чаевые в переводе на английский) — это своеобразная аббревиатура от фразы «to insure prompt service», означающей «для обеспечения скорости обслуживания». По легенде, в чайных салонах и постоялых дворах Британии стояла коробочка, в которую гость мог закинуть монетку и таким образом обратить на себя внимание обслуживающего персонала: заставить их, мягко говоря, пошевеливаться. Но это лишь предположение.
Сейчас популярна другая версия: якобы это происходит от тайного уголовного языка, используемого в Британии конца XVI — начала XVII веков, где глагол to tip означала «делиться, отдавать какую-то часть кому-то». В начале XVIII века он попал в литературный английский язык в значении «делиться чем-то, дать что-то небольшое».
На Руси трактирщику давали палу целковых, чтобы он, голубчик, поторопился и подал к столу то, что обычным людям не подают.
Американцы утверждают, что это их исконное изобретение. Якобы издавна мистер, приходя в кафе или ресторан, сразу же выкладывал на стол определенную сумму. Официант, который это видел, старался обслужить клиента как можно более старательно. Если посетителя все устраивало, то, выходя из-за стола, он оставлял деньги. Если обслуживание было не на должном уровне, он их забирал.
Хотя, есть другая американская теория, возникшая, как и все неоднозначное, во времена Сухого закона. В связи с запретом на продажу алкоголя доходы общепита резко упали. Хозяева говорили, мол, бедные люди в рестораны не ходят, поэтому, братец, обслужи этого толстосума как следует и разведи его на дополнительную плату. Со временем принцип стал повсеместным, а у толстосумов это стало своеобразным показателем респектабельности и достатка.
Спустя годы, когда страшный кризис улетучился, а в Америке появился средний класс, традиция никуда не делась. Платежеспособность среднего американского бюргера увеличилась, в рестораны стали ходить чаще, алкоголь опять стал легальным, но рестораторы не торопились поднимать зарплату, поощряя своих сотрудников брать чаевые. В итоге традиция только укоренилась, а чаевые фактически стаи обязанностью клиента.
Не дай бог, ты не оставишь на чай! Тут же выйдет менеджер и скажет: «Брат, что не так? Может, этот официант, который вкалывает 18 часов в сутки, не прав? Давай мы его вышвырнем! И плевать, что он умрет от голода, лишь бы тебе хорошо было!». И ты невольно смотришь на этого официанта, уставшего и замученного, и оставляешь процент от чека, чтобы тебя добрым словом вспоминали и в следующий раз не провели детородным органом по тарелке. Все оставляют чаевые не для того, чтобы выпендриваться, а потому что не оставить их считается чем-то неприличным. Вдруг этот официант, которого ты видишь в первый и в последний раз, подумает о тебе плохо и, не зная твоего имени и места жительства, расскажет всем, какой ты скряга?
Получается, чаевые обламывают всех
Как бы то ни было, в сухом остатке получается, что чаевые — это самая обычная взятка, на которой хозяева ресторанов неплохо экономят. А еще издевательство над совестью посетителя ресторана. А еще чаевые обсчитывают официантов. Почему бы ресторанам не поднять цены на еду, тем самым повышая заработную плату своему персоналу? Ответ очевиден: это не выгодно.
Но, приходя в магазин, мы не оставляем чаевые продавцу-консультанту. Некоторые из них получают процент от продаж, но это совсем другое: процент будет заплачен в любом случае, а чаевые — на усмотрение клиента. То, сколько носков ты купил, не зависит от того, проживет ли продавец этот месяц впроголодь, или ему хватит не только на аренду квартиры, но и на красный «Доширак».
Во многих культурах тебя не заставят платить за то, чтобы получить хорошее обслуживание. В Японии существует фактический запрет на чаевые: оставить деньги на столе — значит оскорбить официанта, выразить недовольство его работой и отправить его делать сэппуку.
А заслужили ли они свой чай?
С другой стороны, работники вшивых фастфуд-ресторанов чаевые не получают, хотя напрягаются ничуть не меньше. Казалось бы, несправедливо, тем более если учесть, что в хороших ресторанах оклад порой немногим уступает некоторым сетевым фаст-фудам.
В конце концов, если быть совсем уж честным, то чаевые нужно давать поварам и барменам, а не тем, кто разносит еду. Понятно, что официант — лицо ресторана, он по идее отвечает за впечатление и настроение клиентов… Их заслуги сильно преувеличены. Они просто разносят еду. В большинстве своем они и ведут себя как разносчики еды. Поварам чай не положен, а жаль. Впрочем, им и так неплохо платят.
Что же говорят сами официанты? Что единственное, о чем они мечтают, — это поскорее отстоять смену, и чтобы клиент не выпендривался, а делал заказ быстро. А то, знаешь ли, мало кому нравится подбегать к столику по несколько раз с вежливым вопросом: «Вы уже выбрали?». Официантам в большинстве своем плевать. Они согласны, что чаевые — это не обязанность каждого клиента, а выражение благодарности. Как слово «спасибо». Если тебе не понравилось, как затраханная менеджером-идиотом и своей жизнью Алена смотрела на тебя, то можешь не платить. В конце концов, по сравнению с той же Америкой наши 10% от чека — совсем смешная сумма. Если ты пьяненький и щедрый, то можешь положить лишнюю тысячу, но никто тебя не заставляет, верно?
Официант должен априори работать без дополнительных стимулов. Больше тебе скажу: чаевые никак не влияют на качество его работы. Во-первых, их дают в конце. Но если ты ему не дашь на чай, то он не станет плеваться. Во-вторых, официанты в большинстве своем научены горьким опытом, поэтому не ждут больших денег. Думаешь, он рад 20 рублям, которые ты оставил на чай? Рад, но лучше бы к этим двадцати прибавился нолик в конце. Поверь, никто не будет лишний раз устраивать цирк и напрашиваться на щедрую оценку труда. Это оскорбительно.
Хотя, некоторые работодатели лезут в карман официанта и забирают 15% чаевых просто за то, что «мы предоставляем вам возможность зарабатывать». Это при том, что они и так работают на минималку. В таких заведения официантов жалко, но ты же не будешь спрашивать: «Простите, а какой у вас оклад? Нам просто нужно понять, оставлять 50 рублей на чай, или нет?». Кроме того, «мало получает» — условное понятие. Врачи тоже мало получают, но их благодарят коробочкой конфет. Идти в ресторан с «Родными просторами» — это, мягко говоря, не уважительно.
Но гораздо оскорбительнее, если ты будешь строить из себя благодетеля и, поев на 490 рублей, дашь 500-рублевую бумажку, широким жестом на весь зал говоря: «Спасибо, сдачи не надо». В таком случае ты опозоришься еще сильнее. Хотя, 5-10 таких чаевых — и на сигареты хватит. Поэтому веди себя прилично, если даешь мелочь.
Если же речь про компании, которые просто приходят в ресторан отдохнуть семьями, то здесь так же, как и при одиночном посещении: 10% с чека. Не важно, общий он или индивидуальный. Тут решайте сами: хотите — понтуйтесь, форсите сторублевыми купюрами, говорите: «Я заплачу», — в надежде, что кто-то возьмет «чай» в свои руки. Не возьмет. Хотите — скидывайтесь, исходя из того, кто сколько заказал, добавляя несколько рублей в качестве поощрения. Это все ваше личное дело.
Так что же делать?
Одним словом, чаевые — это реакция на качество сервиса. Если их оставляют, значит, сервис неплох или даже отличен. Если не оставляют, значит, обслуживание хромает. По логике вещей. Либо это значит, что у тебя нет лишних денег — тебе еще домой нужно вернуться. Все поймут, и никто не будет ругаться.
В некоторых заведениях в сумму заказа уже включают строку «за обслуживание». Это не чаевые, а доход ресторана, который, кстати, в зависимости от системы налогообложения, должен тоже попадать в официальные отчеты.
В любом случае, если есть возможность — оставь хоть сколько-нибудь. Нет — пожалуйста, никто не будет плевать в салат, если ты придешь в следующий раз. Главное, не делай из этого спектаклей. И вне зависимости от того, как тебя обслужили, будь вежливым. Доброе слово и собаке, как говорится, приятно.
Как оставить чаевые онлайн с выгодой для себя и официанта
Культура чаевых радикально отличается в разных городах и странах. И если в Токио оставленную на столе банкноту вам постараются вернуть как забытую, то в Нью-Йорке официант может бежать за вами следом от Пятой до Десятой авеню с проклятиями за малые, по его мнению, чаевые.
Ходит байка, что слово «чаевые» (tips) появилось в Англии в XVIII веке. Чай из Индии был очень дорог и поэтому считался привилегией высшего общества. Его представители предпочитали проводить послеобеденное время в так называемых чайных садах. Танцы и беседы гостей сопровождались чайной церемонией, а на столиках стояли латунные коробочки с надписью «To insure prompt service» («Для обеспечения быстрого обслуживания»). Хочешь получить свежезаваренный чай побыстрее — брось в коробку монетку на чай.
Интересно, что культура чаевых на Востоке радикально отличается от западной. Например, в Китае чаевые долго считались взяткой и находились под запретом. В Японии из-за исторически сложившейся сложной системы этикета чаевые приемлемы только на таких знаковых мероприятиях, как похороны или свадьба. При этом деньги кладут в специальный конверт и вручают адресату двумя руками с небольшим поклоном. В остальных случаях чаевые воспримут как оскорбление.
Зато в США ситуация ровно противоположная. В нью-йоркских ресторанах гостю после обеда приносят счет на оплату, в котором есть графа «Чаевые». Он должен вписать туда сумму на чай и сразу же оплатить ее картой. Если сумма меньше 18% от счета, то официант может устроить скандал, обвиняя гостя в жадности и неуважении к рабочему человеку.
Во Франции нашли свой выход из положения. Там принят закон, по которому чаевые включают в счет. Что ж, интересы официантов защитили, но у тех в результате исчезла мотивация к хорошей работе. В Англии, в отличие от США, вознаграждение за отличный сервис не обязательно. Однако в ресторанах принято оставлять 10% от величины счета. А если в меню заметите надпись «Service not included» («Обслуживание не включено») — это прямое указание на то, что заведение ожидает от вас чаевых в размере 10-12% от суммы счета.
А что в России? Во времена СССР чаевые считались пережитком буржуазного прошлого. Однако, чтобы установить хорошие отношения с метрдотелем ресторана или официантом, гости обычно оставляли на чай. Последнее время считается приличными считаются чаевые в размере 10% от суммы счета в ресторане. Конечно, если вы довольны работой официанта. По данным портала SuperJob, который в 2019 году провел исследование, опросив 1600 человек, женщины чаще и больше мужчин оставляют на чай в заведениях общепита. При этом 22% мужчин (против 13% женщин) не оставляют чаевых вообще, считая, что они и так достаточно заплатили по счету.
Как оплата картой влияет на чаевые
Многие готовы оставить на чай официанту в ресторане, если обслуживание было на уровне и ужин удался. Но всем знакома та неловкая ситуация, когда наличных денег в кошельке нет, и отблагодарить официанта за его работу нечем. К тому же в последнее время гости предпочитают расплачиваться банковскими картами, чтобы избежать контакта с наличными и уменьшить риск заражения коронавирусом. В результате официанты стали получать на чай в разы меньше, а ведь немалая часть их заработка как раз и складывается из чаевых.
По данным Центробанка, за второй квартал 2020 года доля безналичных платежей выросла почти до 70% — такой уровень безналичных расчетов ЦБ ожидал только по итогам 2020 года. Во многом произошло это и потому, что регулятор в самый разгар пандемии рекомендовал банкирам ориентировать клиентов на приоритетное использование безналичной формы оплаты товаров и услуг: онлайн-переводов и бесконтактной оплаты по картам. А по подсчетам международной платежной системы Visa, использование наличных в России при расчетах за время пандемии коронавируса сократилось на 41% и на эту же цифру выросло использование бесконтактных карт.
Рестораторы подтверждают факт роста безналичной оплаты услуг. По словам Дмитрия Соколова (владельца баров Black Hat, Stay True и других), если еще два года назад картами расплачивались 25-30% гостей, то сейчас эта цифра выросла до 85-90%. «При этом гости часто сами просят включить чаевые в счет, чтобы расплатиться при помощи банковской карты, — говорит Соколов. — Если нет наличных на чаевые, мы пробиваем их в счет, затем деньги обналичиваются и выдаются персоналу в конце недели. Хлопотно — а что делать?»
Ресторатор Галактион Табидзе, владелец ресторанного холдинга GT Group, считает, что пандемия никак не сказывается на размере чаевых: «Да, сейчас возможностей оставить чаевые у гостей все меньше, потому что в основном платят картами. В среднем гости оставляют 10%, но бывает и так, что счет за ужин свыше 100 тыс. руб., а на чай оставят 500 руб. Но что касается размера чаевых, то он примерно на том же уровне. Те, кто оставлял чаевые до, так и оставляют, а те, кто не оставлял — не стали сейчас щедрее».
Но далеко не все сотрудники кафе и ресторанов согласятся с этим. «Размер чаевых за последний год упал очень сильно, так как гости приходят и расплачиваются банковской картой, — рассказала официант популярной кофейни Светлана. — У нас есть постоянные гости, которые приходят практически каждый день, общаются с официантами и могут спросить у меня номер карты, чтобы бросить денег онлайн. Вообще-то так делать нельзя, и директор нам строго запрещает. Да и когда гостей много, не каждому можешь дать свой номер телефона. Раньше у меня был «фикс» в 25 тыс. руб. и еще столько же я получала чаевыми, то сейчас всего выходит 30-35 тыс. руб. Непросто жить».
В схожей ситуации оказались и официанты других московских заведений, опрошенные нами. Часть молодых людей даже подумывает вернуться на родину, в регионы, потому что зарабатываемых денег перестало хватать на пропитание и оплату съемного жилья.
«Я считаю, что чаевые — хороший мотивационный фактор для сферы сервиса, — комментирует ресторатор Арам Мнацаканов (Probka, Maritozzo, Mama Tuta). — И в наших ресторанах чаевые — это то, что прежде всего сплачивает команду: зал и кухню. Но в этом вопросе мы очень отличаемся от наших коллег на рынке. У нас чаевые всегда делит вся команда ресторана, из-за этого нет междусобойчиков. Как часто бывает в Москве: талантливый официант, который получает большие чаевые, договаривается сам с кухней, делится с ними чаевыми по своему усмотрению за особое внимание к его заказам и — что еще более дико для меня — сам выплачивает чаевые хостесам, чтобы за его столы сажали лучших гостей. Получаются такие микробригады в сервисе, управлять этим невозможно, и никакой команды в ресторане при такой системе нет. У нас чаевые делит вся команда, поэтому наш сервис всегда будет отличаться. И, судя по многолетним отзывам, моя система работает отлично уже 20 лет».
Ресторатор Гаяне Бреиова (Gayane’s, Veganutye) тоже обеспокоена судьбой официантов. «Наличными на чай оставляют плохо, поэтому мы принимаем чаевые безналичным расчетом по карте от гостя или на счет компании от юридических лиц. Деньги приходят на расчетный счет за вычетом комиссии за эквайринг, которая, в зависимости от банка, составляет 9–13%. Если гость оплачивает счет с учетом чаевых, то мы выдаем их официантам, вычитая проценты за эквайринг. Компания в любом случае несет убытки, потому что это расчетный счет, а мы выдаем наличные на руки».
Казалось бы, тупик: наличные выходят из оборота, а банковским картами оплачивать чаевые неудобно, да и эквайринг съедает немалую часть заработанного официантом. Однако нашлось решение проблемы — электронные чаевые. Эту идею горячо поддерживает и президент Ассоциации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров: «Сейчас во многих заведениях Москвы внедрены системы электронных чаевых, пользоваться которыми очень удобно. Навел камеру телефона на QR-код и перечислил чаевые онлайн. Сам постоянно пользуюсь такими системами в ресторанах. Уверен, что официанты стали получать больше, чем получали до введения электронных чаевых».
«По нашим данным, до карантина соотношение наличных/безналичных чаевых составляло 30/70, — комментирует Евгений Загоруйко, основатель сервиса «Чаевые картой просто», — а сейчас электронные чаевые занимают все большую долю рынка, так как во время карантина прирост по безналичным операциям составил около 48%, по исследованию BCG».
Интересно, что российское законодательство не имеет ничего против чаевых как таковых и готово определять их как «акт дарения» и не облагать налогами. Письмо Минфина России от 29.05.2018 г. N 03-04-05/36431 подтверждает, что перечисление чаевых в безналичной форме является дарением. А пункт 18.1 статьи 217 НК РФ гласит, что дарение, выраженное в денежной форме, не облагаются 13%-м налогом на доходы физических лиф НДФЛ. Такая вот неожиданная поддержка от государства.
При этом в конце сентября стало известно, что с 1 января 2021 года Роспотребнадзор запрещает ресторанам включать чаевые в счет.
Системы безналичных чаевых
Сейчас на ресторанном рынке работает несколько близких по функционалу систем электронных чаевых. Главная проблема при их реализации — развести два безналичных финансовых потока: оплату собственно самого счета и оплату чаевых. Есть два варианта. Первый — «аппаратный», как например, у платежной системы Visa. В этом случае клиенту при оплате предлагается ввести на терминале определенную сумму чаевых. Второй вариант — «программный». К нему относятся сервисы и мобильные приложения, которые позволяют идентифицировать сотрудника сервиса и перевести вознаграждение ему на личный счет благодаря использованию QR-кода или NFC-метки. Официант может вывести деньги через личный кабинет в системе или, если к сервису привязана виртуальная карта, расплачиваться ею в магазинах. И таких сервисов становится все больше.
«Чаевые картой просто»
Официант бесплатно регистрируется на сайте и получает виртуальную карту Visa. Если гость хочет оставить чаевые, то официант может показать ему пречек с QR-кодом, тейбл-тент (держатель меню) или экран своего мобильного с кодом. Что удобно для рестораторов, сервис готов бесплатно настроить интеграцию QR-кода в пречек и разработать макеты для визиток и тейбл-тентов. После сканирования гость переходит на сайт оплаты, вводит сумму чаевых и подтверждает оплату картой. Деньги моментально зачисляются на счет официанта. За вывод денег берут комиссию в размере 1%.
«Сбербанк своей широкой рекламной кампанией познакомил людей с QR-кодами, — комментирует Евгений Загоруйко, основатель сервиса «Чаевые картой просто». — И мы первыми предоставили возможность оставлять чаевые банковской картой по QR-кодам, способствуя восстановлению культуры благодарности за сервис. Наш проект быстро развивается, ежемесячно к нему подключается по 2,5 тыс. человек и в этом месяце уже будет более 14 тыс. пользователей. Мы выпускаем полноценную виртуальную банковскую карту, которую легко добавить в Apple Wallet, чтобы бесконтактно совершать покупки без комиссии».
SberFood
Сервис позволяет заранее забронировать столик, заказать блюда к определенному времени, оплатить счет и оставить электронные чаевые. SberFood создан на базе алгоритмов, использовавшихся в приложениях Plazius и «Афиша-Рестораны», принадлежащих компании FoodPlex. «Суть сервиса в том, чтобы сопровождать клиента с момента, когда у него возникла мысль пойти в ресторан, и до момента, когда он из этого ресторана вышел, сделав весь процесс максимально «бесшовным», — комментирует Никита Нечаев, гендиректор FoodPlex. — Также в приложении есть функция безналичных чаевых. В SberFood можно выбрать сумму, которая поступит официанту на счет».
Реализован сервис сравнительно просто. С пречеком гость получает от официанта код для ввода в приложение, затем видит заказ на экране смартфона и оплачивает его привязанной картой, оставив какую-то сумму официанту. К сервису уже подключено свыше 50 тыс. ресторанов страны.
SberTips
Это отдельный сервис, запущенный в 2016 году, который «дает возможность отблагодарить персонал ресторана за обслуживание и созданную атмосферу даже без наличных». К нему подключено более 700 ресторанов. Нужно зарегистрироваться в системе и привязать к ней свой кошелек в сервисе «Яндекс.Деньги». Официант показывает гостю визитку с QR-кодом на экране телефона или распечатывает код и прикладывает его к счету. Гость отправляет чаевые картой, и они мгновенно поступают на счет. Комиссия за перевод — 3,5%.
Сервис платежной системы Visa и банка «Русский стандарт» запущен в 2019 году, и к лету 2020-го он работал почти что в 500 заведениях. Среди основных участников — сетевые проекты «Шоколадница» и «Хлеб насущный». При желании гостя официант набирает на POS-терминале нужную сумму, а тот, приложив карту Visa, оплачивает ее. Комиссия «Русского стандарта» для вывода средств составляет около 5%.
Сервис Tips+ действует под лозунгом «Люди не жадные, они просто перестали носить с собой наличные». На стойке бара или ресторана устанавливаются бесконтактные терминалы, которые позволяют перечислить чаевые картой или при помощи смартфона с NFC. Удобство в том, что гостю не нужно устанавливать приложение или сканировать QR-код — достаточно выбрать сумму чаевых и оплатить их напрямую официантам через считыватель бесконтактных карт. Заведение арендует терминал для своих сотрудников, а те оплачивают комиссию в размере 10–20% в зависимости от выбранного тарифа. Минус сервиса (помимо высокой комиссии) еще и в том, что терминалы пока не укомплектованы аккумуляторами и их нельзя приносить на стол гостям.
«Нетмонет»
Один из самых популярных в Москве сервисов. Работает по QR-коду на чеке или визитке, отправляя чаевые на личный счет официанта. Можно даже оставить отзыв, если возникло такое желание. Дополнительное удобство — иностранные гости (когда-нибудь они вернуться в страну) видят интерфейс на своем языке. Есть и возможность адаптировать дизайн приложения в стиле заведения. Оплата происходит смартфоном или банковской картой, фиксированная ставка комиссии — 5%. Подключение к сервису бесплатно.
Mastercard x Etiquette
Интересная коллаборация платежной системы Mastercard и платформы Etiquette. Чтобы оставить на чай, достаточно при помощи смартфона считать QR-код или специальную NFC-метку. Удобно, что все работает в браузере — не нужно скачивать приложение. Комиссия при переводе денег на счет составляет порядка 2,5%. «Мы придумали для сотрудников ресторанов, подключившихся к системе, вполне комфортные условия, — комментирует Александр Сысоев, сооснователь платформы Etiquette. — Помимо этого нами разработана специальная система мотивации для всех участников этого процесса: и для официантов, и для тех гостей, которые оставляют на чай. Мы работаем над тем, чтобы развивать культуру чаевых в нашей стране, и стараемся поощрять те рестораны, которые обеспечивают идеальный сервис». На данном этапе к сервису уже подключены рестораны Lucky Group и Perelman People.
Что рестораторы думают об электронных чаевых
Система электронных чаевых разделила рестораторов на два лагеря. Кто-то категорически не хочет, чтобы деньги официантов проходили через счета компании, и при этом не готов заниматься внедрением систем чаевых с QR-кодами, считая это ненужными хлопотами. Другие делают все возможное, чтобы помочь своим сотрудникам, особенно в такое турбулентное время, как сейчас.
Владелец ресторанов «Ткемали» Никита Татаев уверен, что системы электронных чаевых необходимы. В его ресторанах чаевые начали вбивать в счет (с согласия клиента), еще когда на рынке не было подобных сервисов. «Чаевые добавлены в конце чека (0%, 10%, 15%, 20%). Гость решает, давать чаевые или нет, и говорит, какой вариант чаевых ему предпочтительнее: либо оплатить наличными, либо добавить в общий счет. Постоянные гости привыкли к чаевым в чеке и не испытывают с этим проблем. Однако к новому году придется переходить на более сложные системы, так как с 1 января 2021 Роспотребнадзор запрещает включать чаевые в чек, а оставлять наличные — не самый оптимальный вариант с учетом пандемии».
«Система электронных чаевых — это вещь первой необходимости для кафе и ресторанов в нынешней эпидемиологической ситуации, — уверен Павел Чернышов, управляющий ресторана Kuznya House. — Безопасность гостей и команды превыше всего. Большинство расчетов у нас проходит с помощью кредитных карт, у гостей зачастую вовсе нет наличных, и электронные чаевые — идеальный способ избежать неловкой ситуации. Сейчас мы используем специальный QR-код на пречеке, чтобы гостю было удобно оставить конкретную сумму».
«Системы электронных чаевых просто необходимы, особенно сейчас, когда оборот наличных упал в ресторанах до 15-20%, — соглашается владелец ресторанного холдинга GT Group Галактион Табидзе. — Для своих заведений мы выбрали сервис SberTips, но все такие сервисы работают плюс-минус одинаково. Официантам приходится платить небольшую комиссию сервису, но они все равно рады получать чаевые на карту, а не ноль рублей наличными. Чаевые в чек мы не включаем, так что нововведения Роспотребнадзора нас не касаются».
Возможно, чаевые и есть пережиток буржуазного прошлого, но они же — причина крайне низких фиксированных зарплат сотрудников. Так что присмотритесь в следующий раз, стоит ли в ресторане специальный терминал для чаевых или обратите внимание на QR-код в чеке.